"ЛЕСЯ МАТВЕЕВА ДЛЯ #MILKTALKS"

ЛЕСЯ МАТВЕЕВА ДЛЯ #MILKTALKS

"Героиня нашего сегодняшнего интервью - мама двоих детей, успешный психоаналитик, телеведущая и просто красавица Леся Матвеева. И как принято на приеме у психоаналитика, в своем интервью MILK KIDS затронул глубокие и давно волнующие нас темы: что нужно изменить в украинской системе образования, как приучить ребенка читать, нужно ли изолировать детей от социальных сетей и, что несет новая digital-эра современным школьникам? Об этом и многом другом читайте прямо сейчас в рубрике #MilkTalks. Поверьте, это надо знать)".

Маруся Коваль: Леся, расскажи, почему ты решила стать психоаналитиком? Когда сформировалось это осознанное желание?

Леся Матвеева: В психоанализ и психологию я пришла не сразу. В моей копилке довольно разнообразный набор дипломов и опыта работы в самых разных сферах. Первое образование у меня юридическое, я изучала журналистику, философию, работала на телевидении, пробовала себя в HR, была офисным сотрудником и фрилансером. Не то что бы я искала себя. Мне просто все было интересно. Особенно меня всегда интересовало то, как люди взаимодействуют с этим миром, как строят отношения, становятся счастливыми или несчастными, почему одни видят этот мир в ярких красках, а другие, напротив, в мрачных тонах.

В каждой профессиональной деятельности я искала психологический аспект такого взаимодействия. Например, когда я работала юристом, меня сильно привлекали криминалистика, криминальная психиатрия и психология преступной деятельности.

Мой роман с психологией начался еще тогда. Ну, а в психоанализ меня привела неугомонная тяга анализировать все до предельного значения.

М.К.: Твои профессиональные знания помогают в жизни? Анализируешь ли ты близких людей, их поступки?

Л.М.: В личных взаимоотношениях во многом следует руководствоваться сердцем. Здесь важно оставлять место для спонтанности и импульсивности.

Конечно, любые знания, которые мы получаем, из какой бы области они ни были, меняют нас, структурируют мышление, позволяют «расшевелить» собственную точку зрения и делают ум более живым.

Безусловно, профессиональные знания помогают более взвешенно подходить к каким-то решениям и дают возможность людям лучше понимать себя. Это интересно.

Психотерапия учит тому, как устроена психика человека и как о ней заботиться. В нашей культуре принято заботиться о своем здоровье и теле, но все еще никто не говорит о том, как заботиться о психике. Эта тема остается не раскрытой, и все, что идет с приставкой «пси» в нашем обществе, к сожалению, воспринимается «в штыки». А на самом деле психика и тело очень тесно связаны между собой. Психическое состояние определяет наше мировоззрение: как мы видим эту жизнь, какие возможности в ней находим и какие отношения формируем. Если человек не в ладу с собственными эмоциями, постоянно избегает «неприятные темы», если он страдает и вынужден в одиночку справляться с комплексами и проблемами,  он не может быть счастливым, не может стать успешным, не может быть физически здоровым.

Знаешь, какой большой процент психосоматических заболеваний сейчас? На первом месте сердечнососудистые заболевания, а на втором стоят болезни органов пищеварительной системы. Все это происходит от того, что психика находится в напряжении. 

М.К.: Что нужно делать, чтобы психика была здорова?

Л.М.: Посещение психоаналитика – верный путь в этом направлении. Этого не нужно стыдиться. Если ты испытываешь психологический дискомфорт (не можешь уснуть, испытываешь страхи, страдаешь от событий, которые произошли много лет назад или совсем недавно, теряешь из-за этого силы), почему не пойти к специалисту, который знает законы работы психики и может тебе помочь? Вот, если болит зуб, ты же идешь к стоматологу, а не лечишь дома бабушкиными методами. То же самое и здесь.

М.К.: Меняется ли сознание украинцев? Замечаешь ли ты, что показатель тех, кто готов обратиться за такой помощью с годами растет?  

Л.М.: Меняется однозначно, правда, не так быстро, как хотелось бы. Уже достаточно долго существует «мода на личностный рост». Я неоднозначно отношусь к таким тренингам, но на общем фоне хорошо, что для людей сейчас транслируется возможность меняться и влиять на свою судьбу.  Все больше людей начинают осознавать свои проблемы и возможность их решить. Обращение за помощью к квалифицированному специалисту постепенно становится нормой.

Клиенты обращаются с самыми разными запросами: решить проблемы в отношениях, справится со стрессом, избавится от фобий, даже просто узнать больше о себе.Часто обращаются к психоаналитику, полагая, что за них все решат, скажут, что делать, дадут волшебную таблетку. Но это невозможно. Кабинет психотерапевта можно сравнить с тренажерным залом, а психотерапевта с личным тренером. Тренер покажет вам, как правильно накачать мышцы и поможет достичь желаемого результата, но за вас делать ничего не будет. Нечто подобное происходит и в психотерапии. Рядом с вами находится человек, который служит проводником по лабиринту вашей собственной психики и поможет открыть ваши слепые зоны, которые вы обходили и избегали много лет.

М.К.: Сегодня ты успешный практикующий психоаналитик. Где ты учились этой профессии?

Л.М.: Я очень долго занималась самообразованием, но потом решила получить профильное образование по психологии и закончила  Международный Институт Глубинной Психологии в Киеве, и в этом же институте три года преподавала собственный курс лекций. Я проходила много специализаций у самых разных психоаналитиков из разных стран. А сейчас учусь в докторантуре Университета имени Зигмунда Фрейда в Вене. Пишу докторскую диссертацию и работаю в консультационном центре. Принимаю участие в самых разных проектах в качестве консультанта.

М.К.: Как ты выстраиваешь свой график, чтобы правильно совмещать работу и материнство?

Л.М.: Надеюсь, что удачно. Конечно, для детей очень важно присутствие, но не менее важная составляющая их уверенности в себе и психологического благополучия – это счастливые и реализованные родители. Ведь дети очень тонко улавливают их эмоциональное состояние.

Для того, чтобы дети уверенно чувствовали связь с родителями и не тревожились, важно создавать ежедневные ритуалы и соблюдать их. Это дает ощущение безопасности, доступности родителей и контакта с ними. Каждое утро я провожаю детей в школу, готовлю им с собой завтрак, причем, дети в этом участвуют. В определенное время дня мы созваниваемся, вечером перед сном проводим вместе время в разговорах. Такие же обязательные ритуалы есть и для выходных и праздников. И это те ритуалы, которые никогда не меняются.

С Егором мы вместе смотрит сериал «Теория большого взрыва» и читаем книги. Вот, прочитали все части «Гарри Поттер». Кстати, это сейчас очень актуальна проблема приобщения детей к миру литературы. Не сильно они хотят читать. Тем более, что школьная программа сегодня не соответствует интересам детей. Мир настолько быстро меняется, наполняется новыми красками и возможностями, а учебники остаются прежними. В них дети не находят того, что связывает их с окружающим миром.

Егор долго не хотел браться за книги, и я заметив его интерес к фантастике, подбросила пару достаточно взрослых энциклопедий с wow-эффектом. Ему очень нравилось выискивать там удивительные факты и потом удивлять новыми знаниями своих друзей. Потом я принесла ему книгу «Новаторы», и это было попадание в «десятку». Она для него оказалась очень интересной. Так как знакомство с книгами у Егора начиналось через меня (я ему много читала), эту книгу мы начали читать вместе. Потом я стала делать паузы в чтении в самых интересных местах рассказа. Выдумывала разные отговорки: срочно проверить почту, у меня «внезапно» звонил телефон, нужно было уделить внимание его сестре. Оставаясь с книгой наедине он, недолго думая, продолжал читать дальше сам. И как результат, в дальнейшем книги для чтения стал выбирать самостоятельно.

 Честно, я позволяю ему делать выбор и разрешаю читать интересные книги в ущерб школьной программе. Но есть, конечно, книги, которые, считаю, обязательными  к прочтению. Например, мировая классика - «Том Сойер» Марк Твена.

М.К.: Сколько лет твоим детям, как их зовут? Расскажите немного о каждом из них.

Л.М.: Дочке Ангелине шесть лет, а сыну Егору сейчас девять. Они очень разные, но каждый просто удивительный и любимый для меня. Сын всегда был маленьким взрослым. Он с самого раннего детства был очень  контактным ребенком, тянулся к общению со взрослыми и к знаниям, увлекался наукой и мечтал стать химиком. Дома были перемешаны все крема и шампуни в баночках (смеется). В первом классе на перемене он ходил в библиотеку за энциклопедиями о насекомых. Сейчас его настигла мода на YouTube).

Ангелина настоящая маленькая принцесса. Занимается танцами, любит носить платья и мечтает стать певицей.

В будущем я бы хотела дать детям возможность изучить один из языков восточной группы: китайский, арабский или хинди. Совсем скоро восточные языки будут очень востребованы в мире. Современный мир уже невозможно представить себе без Востока.

Здорово не просто изучать язык, но и познавать через него культуру народа, говорящего на нем. Я, например,  хочу изучить арабский язык. Мне очень интересен арабский мир, его история и богатая культура.  Из последнего, прочтенного на эту тему – книга «Подпольные девочки Кабула», написанная британской журналисткой Дженни Нордберг, которая несколько лет прожила в Афганистане. В своей книге автор рассказывает очень интересный и доселе не известный факт. Оказывается, в Афганистане на семью, в которой не родился сын,  падает тень позора, и родители во избежание  этого позора  одну из своих дочерей полностью перевоплощают в мальчика. Ее переодевают, остригают,  позволяют дочери вести мужской образ жизни: ходить в школу, играть с другими мальчишками, бегать, заниматься спортом. Ей позволено все, что позволено мужчинам. Некоторые из таких женщин на всю жизнь остаются мужчиной. Других же после полового созревания возвращают обратно к женскому образу и насильно выдают замуж. Можете себе представить, насколько травмирована психика у таких людей. Вчера ей было позволено все, а сегодня у нее забирают элементарные права и возвращают в тотальную зависимость.

М.К.: Как ты относишься к раннему развитию детей?  

Л.М.: Смотря, на что направлено это развитие. Польза от методики Глена Домана, например, мне не очень ясна. С ее помощью в детский мозг загружается огромное количество  энциклопедических знаний, которые ребенок не в состоянии применить в жизни. Они никак не связываются с его реальным опытом. Да, действительно, в самом раннем возрасте у детей мозг развивается с огромнейшей скоростью. Но польза есть не от информации в чистом виде, а от переживаний и опыта, с которыми эта информация  приходит к ребенку.

М.К.: Сейчас много споров вызывает упрощение учебной программы для начальных классов. Что ты думаешь по этому поводу?

Л.М.: Старая программа была направлена на зазубривание большого количества информации, причем в строго определенной форме. Сейчас мы живем в таком мире, где информации не просто очень много, она устаревает, обновляется и распространяется с огромной скоростью. Самое главное,  что сегодня необходимо уметь человеку, это искать необходимую информацию, фильтровать и уметь с ней обращаться.

М.К.: Кроме правильного обращения с информационным потоком, чтобы ты еще хотела изменить в украинской системе образовании?

Л.М.: Хороший вопрос. Все (смеется). Школа это же огромная часть жизни детей, которая должна быть насыщенна новыми знаниями и яркими событиями. Поэтому первоначально стоит уделить внимание преподавателям, людям, которые непосредственно влияют на этот процесс. Им необходимо предоставить поле для профессионального развития, своей реализации, роста и для непрерывного обучения. Точно также, как и в бизнесе. Успешные и высокоэффективные компании постоянно обучают своих сотрудников, дают им возможность развиваться и чувствовать себя востребованными и оцененными. Такой же подход должен быть и к школе, к преподавателям,  ко всем участникам этого процесса.

М.К.: Ты никогда не думала отправить детей учиться заграницу?

Л.М.:Я бы хотела, чтобы мои дети мыслили настолько свободно, что сами смогли бы обнаружить зоны своего дефицита и потребностей в дополнительных знаниях  и потом уже решить, где эти знания получить. Буду рада, если отправившись за пределы нашей страны в поисках чего-то нового и качественного, они будут возвращаться с этим сюда и менять Украину в лучшую сторону.  Всегда их в этом поддержу. Я бы не рассматривала обучение заграницей, как побег от этой системы, скорее, как возможность изменить ее в лучшую сторону. Это же так интересно, когда есть неизведанные вершины ,которые можно покорять, создавать что-то новое.

С самого детства пытаюсь привить им интерес к нашей стране с точки зрения возможностей. Да, с одной стороны здесь трудно, и каждая сфера требует перемен, но с другой, это же огромное поле для деятельности.   

М.К.: Какие правила в вашей семье никогда не нарушаются?

Л.М.: Главное качество – это уважение. Уважение к людям, миру, возможностям,  к самой жизни. Я также стараюсь сформировать в них осознание себя, как единицы общества, которая способна влиять на развитие этого общества, чтобы у них не было потребительского отношения к окружению, и они всегда могли обнаружить в себе влиятельный творческий импульс. Хочу, чтобы мои дети понимали, что каждое их действие и решение способно повлиять на их окружение и реальность других людей. Это, наверное, главное, что я пытаюсь им привить.  

М.К.: Можете посоветовать книги, которые стоит прочесть каждой маме?

Л.М.:Я могу посоветовать познакомиться с работами английского психоаналитика Дональдса Вудса Винникота, идеи которого мне очень импонируют. Главный его посыл состоит в том, что для матери и ребенка нет писаных правил. Материнство должно быть интуитивным, только мама понимает, что нужно ее ребенку. Винникотт - автор понятия «достаточно хорошая мама». Он считает, что «идеальная мама» и «плохая мама»  одинаково плохие. «Идеальная мама» старается обеспечить своего ребенка абсолютным комфортом. Не успевает он проголодаться, а у него уже ложка во рту. Она никогда не показывает ему свое раздражение или усталость, чем делает отношения с ребенком нереальными. Когда такой ребенок сталкивается с реальным миром, он испытывает шок, ему очень сложно в него вписаться потом.  Ну, с «плохой мамой» и так все понятно, она слишком жестко сталкивает ребенка с реальностью и травмирует его этим. А «достаточно хорошая мама» –  это интуитивная мама. Это мама, которая позволяет себе быть живой с ребенком, не отрицая при этом свои собственные потребности. Она не старается делать все за малыша, дает ему зону комфорта, при этом всегда находится рядом и готова поддержать и прийти на помощь, если это будет необходимо. С самого начала она окружает его заботой и любовью, а потом начинает понемногу, по мере развивающихся возможностей ребенка, отпускать, давая возможность самому всему учиться.

Это, в первую очередь, поддерживающая мама.

М.К.: Твои статьи часто публикуют в авторитетных онлайн и печатных изданиях. Никогда не думала написать свою собственную книгу?

Л.М.: Да, думала. Я хочу издать свою книгу и даже начала работать в этом направлении. Но это будет книга не психолога или психотерапевта. Это будет художественная книга, детали которой раскрывать пока не буду (смеется).

М.К.: Как ты думаешь, чего не хватает современным детям? Чем отличается нынешнее поколение школьников с приходом цифровой эры?

Л.М.: Ты знаешь, многие бьют тревогу потому, что дети сейчас озабочены девайсами, проводят много времени за планшетами. Я часто встречаю мамочек, которые сильно гордятся тем, что никогда не давали детям в руки планшет и воспитывают их  на советских мультфильмах. Я понимаю, что это делается из лучших побуждений, но в итоге ребенок изолирован от мира, который его окружает. Планшеты и телефоны уже никогда не уйдут из нашей жизни, а советские мультики вряд ли будут нравиться.  

М.К.: Мой сын с 4-х лет просит завести Youtube канал, что мы и сделали, когда Илье исполнилось шесть. В связи с этим мне интересно,  как уберечь ребенка от digital-зависимости?

Л.М.: Главная опасность виртуальной реальности состоит в том, что она все облегчает. Когда мы читаем книжку, в мозгах происходит большая работа: сначала мы видим текст, складываем буквы в слова, слова в предложения, потом подключается фантазия , и мы воображаем картины происходящего. Виртуальная реальность этот процесс облегчает, поэтому дети любят больше смотреть мультики. Когда мы играем в игрушки, нужно дофантазировывать мир, а в компьютерных играх все и так детально прорисовано. В онлайн намного легче знакомиться, нежели в реальной жизни, потому что в реальной жизни для того, чтобы построить с кем-то отношения, нужно приложить усилия.  В виртуальной же очень просто спрятаться, прервать связь в любой момент, притвориться кем угодно. И вот эта лень ума и есть главная опасность. Поэтому очень важно соблюдать баланс: не изолировать ребенка от digital реальности и в то же время вовлечь в реальную жизнь.

М.К.: Какое у тебя отношение к социальным сетям? Ведь сейчас у каждого подростка есть свой Instagram и Snapchat. Ты не будешь против, если твои дети заведут где-нибудь свой аккаунт?

Л.М.: Честно, я буду против, потому что они там никак не защищены. Многие воспринимают социальные сети как игрушку, как будто это что-то ненастоящее. А это самая что ни наесть реальность. Если взрослый человек заводит свой профиль осознанно, и знает, как справиться со сложностями и, возможно, оградить себя от потенциальной опасности и вмешательства в личную жизнь, то ребенок этого не знает. Дети там никак не защищены, и нет возможности повлиять на это, защитить их, проконтролировать.  Вы не знаете, кто к ним зайдет на страницу, кто начнет с ними общаться, и какая информация «взрослая» и травмирующая может там до них дойти.

М.К.: Как правильно подготовить детей к непростому решению родителей разойтись?

Л.М.: Есть распространенная ошибка, которую допускают родители.

Когда мужчина и женщина создают семью, есть несколько ролей, которые они выполняют как пара и смешивать их нельзя. Ролевая модель любовников и родителей. Если, как любовники, люди могут сходиться и расставаться, то, став однажды родителями, онитаковыми остаются на всю жизнь, в независимости от того, есть между ними любовные отношения или нет. Эти вещи нужно обязательно разделять и понимать. Когда мужчина и женщина смешивают эти понятия, дети воспринимают распад любовной пары, как потерю родителей. Нет большего  ужаса для ребенка, чемнаблюдать, как пара (кстатикоторая для детской психики гарантирует стабильность и безопасность) начинает распадаться у них на глазах, ругаться и ненавидеть друг друга. Ни в коем случае нельзя использовать детей как инструмент для выяснения отношений и переносить их туда - в вашу любовную пару, потому что дети имеют к вам отношение только как к родительской паре. Самое главное, что нужно донести до детей, что родители это навсегда, что чтобы не произошло между папой и мамой, они всегда останутся родителями для своих детей. Их разрыв не означает, что они перестают быть родителями. И, конечно же, очень важно сохранить нормальные отношения между собой именно в роли папа-мама и вносить в них свои личные обиды.

М.К.: Спасибо тебе за этот ответ. И последний вопрос. Какие планы на Новый год?

Л.М.: Мы остаемся в Киеве, и традиционно будем наряжать елку и готовить оливье. Пока других планов нет.

Текст: Маруся Коваль

Фото и видео: Ольга Вареник

Продюсер: Алена Масюткина